Сайт про Кстово, город в Нижегородской области, и про Кстовский район
В интернете с 1 марта 2008 года
Старый герб города Кстово
Герб города Кстово
Герб Кстовского района
Сайт про Кстово, город в Нижегородской области, и про Кстовский район

проКСТОВО

КУМи города Кстово совместно с горадминистрацией приглашают кстовчан принять участие в музыкально-песенном фестивале, посвященном Дню матери.

Фестиваль состоится 23 ноября в 12.00 в клубе 210-го Межвидового регионального учебного центра инженерных войск ВС РФ (поселок Приволжский). В нем могут принять участие как самодеятельные, так и профессиональные коллективы со своим музыкальным сопровождением (только живая музыка или пение а капелла).

Тема выступлений – семья, мама или фольклор. Награждение пройдет по следующим номинациям: автор-исполнитель, дуэты и ансамбли, вокал, вокальная группа, самый юный исполнитель, исполнитель старшего поколения. Будут вручаться Гран-при и приз зрительских симпатий. Также победители награждаются дипломами разных степеней.

Заявки на участие в фестивале принимаются в письменном виде до 20 ноября в комитете управления микрорайонами по адресу: г. Кстово, ул. Комсомольская, д. 9. Тел/факс 2-93-76.

проКСТОВО

Внимание: мигрант!

В целях предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с нарушением миграционного законодательства, в городской прокуратуре обеспечена работа горячей линии приема сообщений, в том числе анонимных, от населения по телефонам 8(831-45)4-33-67, 4-47-97. Городская прокуратура убедительно просит граждан района принять активное участие в выявлении и предупреждении совершения правонарушений и преступлений в указанной сфере.

Шесть лет под водой

Россия всегда была морской державой и славилась своими кораблями и подводными лодками. Но не меньшей славой пользовались наши моряки, храбрости и смелости которым занимать не приходилось.

Худанов Алексей ИвановичВ городе Кстово также живут люди, для которых праздник ВМФ не просто день календаря. Поэтому наша редакция отправилась в гости к Алексею Ивановичу Худанову (на фото), моряку-подводнику, шесть лет прослужившему на Балтийском флоте в качестве командира отделения стенографистов.

– Я родился в селе Завражье Ивановской области, – рассказывает Алексей Иванович. – Там же пошел в школу, уже после четвертого класса начал работать – пасти скот, причем зарабатывал трудодни, а не деньги. Закончил тогда семь классов и был помощником машиниста, затем дорос до машиниста. Помимо этой работы, с отцом трудились в колхозе, заготовляли лес, угли для кузницы. С этого времени меня стали называть Алексеем Ивановичем.

Но в размеренную и привычную деревенскую жизнь внезапно ворвалась война. В сорок первом году я, как обычно, косил клевер. Смотрю, бежит ко мне бригадир с криком «Война!». Про военные годы рассказывать много не стану, вы прекрасно знаете, что было очень тяжело. В тылу работали днями и ночами, из мужского населения остались либо дети лет десяти – двенадцати, либо старики, которых в силу возраста не брали на фронт.

В семнадцать лет меня послали учиться на комбайнера-механика, работал исправно, мой портрет висел на входе на выставку ВДНХ в Москве как передового комбайнера Ивановской области. На меня даже накладывали бронь, но я поехал в военкомат и сказал, что обязательно буду служить. Забрали в армию в марте 1950 года, в Ивановском военкомате пробыли двенадцать дней. Тогда моряки как раз подбирали себе группу. Нас серьезно проверяли на прочность, крутили-вертели на различных механизмах, проверяли дыхание, физическую силу и так далее. Из всего эшелона подобрали двенадцать человек. В общем, привезли нас в Либаву – это Латвия, я оказался в школе связи. После этого почти шесть лет ходил в качестве командира отделения стенографистов на подводных лодках, охраняя советские границы.

– На каких лодках плавали?

– Все их знают под названием «Малютка» – это были дизельные лодки постройки сорок восьмого года. Во время плавания мы выполняли боевые задачи, охраняя границу, начиная от Либавы, затем Финляндия, Швеция, Норвегия, Германия, Польша. В общем, наши границы в Балтийском море. Также ходили на учебные стрельбы.

– Помните ощущения от первого погружения под воду?

– Ну самое первое погружение было не на подлодке. Когда проходили учебу, то нас одевали в специальное обмундирование и погружали в большие глубокие бассейны. На дне мы ходили, приседали, кто сколько выдержит. Больше других выдержал я, остальных вытаскивали. Второе испытание было еще сложнее. Мы проплывали по дну пирса, там внизу была выведена большая труба длиной примерно 20 метров, вот в ней мы поднимались наверх, было страшно, но задание есть задание.

А самое первое погружение на подводном судне я даже не почувствовал, некогда было. Следовало четко выполнять свою работу, тем более техника механическая, и приходилось дергать множество рычагов. Я отвечал за системы быстрого погружения, работа ответственная, так как систему нужно открыть полностью, нельзя приоткрыть или оставить рычаг на середине. Вот в первое погружение как дернул рычаг вниз, так и началось погружение. Настолько был сосредоточен на работе, что ничего не почувствовал.

– Возникали какие-либо внештатные ситуации?

– В те времена было много шпионов. Однажды мы перекрыли ход торпедным катерам, которые как раз перебрасывали таких «гостей». Сделали предупредительный выстрел в воздух из пушки. Они могли нас легко потопить, у них на борту было по две торпеды. После этого случая появилось ощущение, что мы могли бы просто-напросто погибнуть.

В 1953 году, как обычно, отправились на боевое дежурство по нейтральным водам, в один момент почувствовали шуршание и бряцание по борту лодки, уже потом услышали голос капитана: «Стоп, полный назад!» Тогда мы наткнулись на сети, сделанные специально для подлодок, однако смогли выбраться. Всплыли наверх, но не полностью, чтобы можно было поднять перископ. Смотрим, стоит недалеко рыбацкая шхуна.

Мы быстро двинулись к этому судну, остановили его, причем они сразу отплыли в нейтральные воды и встали. Сложно вам объяснить, но шхуна была лишь маскировкой, в какой-то момент они решили открыться – и перед нами оказался торпедный английский катер. Мы получили команду оставаться на месте, а англичане развернулись и пошли обратно, причем скорость большая, не догонишь. Как потом выяснилось, на этом участке вытащили двенадцать мин. Вот после этого случая мы стали понимать, что каждый раз, выходя на дежурство, могли не вернуться. А ведь были лодки, которые не возвращались, и никто не знает, что с ними произошло.

– После флота вернулись домой?

– Да. А когда в деревню входил, все кричали: «Моряк идет!» В деревне незамеченным не пройдешь. Пришел домой, говорят, чтобы собирался, – завтра нужно ехать в Иваново учиться на механика. Затем прошел партийную школу. Потом вся моя жизнь была связана с землей, в том числе работал на целине. И в 1978 году приехал в Кстово. Работал на должности главного агронома Кстовского района до 1986 года, затем трудился главным госинспектором по заготовкам, реализации и качеству сельскохозяйственной продукции.

Александр Калинин. Фото Алексея САФОНОВА

© Кстовская районная газета «Маяк» Менеджер по рекламе в газете – 2-05-48

Волга. Кстово
Тираж
Адрес, телефоны
Внимание!
 

Администратор сайта Александр Кульгин

  • Адрес: 607656, г. Кстово Нижегородской обл., ул. Магистральная, д. 4а.
  • Телефон: +7 920 95 94 90
  • почта: akulgin@yandex.ru
 
  • За содержание рекламы ответственность несут рекламодатели.
  • Точка зрения авторов может не совпадать с позицией администратора сайта.
  • Использование материалов сайта, возможно с только с письменного разрешения правообладателей.
  • При перепечатке материалов ссылка на prokstovo.ru обязательна.
  • Распространяется бесплатно.

2008-2013   проКстово Возрастная категория сайта 16+.